О том, почему современному предприятию необходимо литейное производство
О старейшем промышленном предприятии Кургана и Зауралья, заводе «Кургансельмаш», созданном основателем машиностроения в нашем крае Сергеем Александровичем Балакшиным, известном уже много десятилетий как «Турбинка», сегодня услышишь не часто.
Так сложилось, что 120-летний юбилей завода выпал на 2020 год, поэтому он по понятным причинам, связанным с коронавирусом, как и другие важные круглые даты, к сожалению, отмечался не так ярко и масштабно, как того заслуживал. Чтобы исправить эту ситуацию и узнать, чем сегодня живет КСМ, корреспонденты «КиК» побывали на заводе и убедились в том, что «Кургансельмаш» развивается планомерно и уверенно, а недавно заработавшее ООО «Пульсатор» является одним из самых крупных и современных литейных производств на территории региона.
Традиции плюс инновации
«Кургансельмаш» прошел через все финансово-экономические перипетии последних десятилетий под руководством Петра Кирилловича Гринюка, а теперь эстафету у отца принял Кирилл Гринюк. Поскольку в современных условиях любое предприятие — это прежде всего бизнес, мы начали беседу с генеральным директором АО «Кургансельмаш» именно с этих обстоятельств.
Кирилл Гринюк, генеральный директор АО «Кургансельмаш»: «Мы сохранили технологию и самое главное — кадры».
Как считает Кирилл Петрович, у завода есть резерв по освоению новых рынков сбыта и по росту выручки. И такая работа уже идет. Традиционная зона присутствия «Кургансельмаша» простирается от Поволжья до Дальнего Востока (вот, например, они «открыли» для своей продукции остров Сахалин), при этом центральная Россия освоена в меньшей степени. Наличествуют и экспортные поставки — в основном в Казахстан и Белоруссию. Причем несмотря на то, что в последней по-прежнему производятся изделия, аналогичные «кургансельмашевским».
А продукция курганского предприятия в основном остается такой, какой была и в годы наивысшего развития завода — в советское время. Хотя, разумеется, она модернизируется и совершенствуется с учетом современных требований. Это вакуумные насосы, которые применяются в сельском хозяйстве при машинном доении коров, а также в ЖКХ. Кроме того, в номенклатуре выпускаемой «Кургансельмашем» продукции — доильное оборудование. В этой сфере за КСМ такой сегмент рынка, как индивидуальные установки, аппараты для летних пастбищ, а также агрегаты для доения в молокопровод.
«Здесь мы сохранили технологию и самое главное — кадры, а также удерживаем приоритет в конструкторских разработках», — подчеркивает Кирилл Гринюк.
Индивидуальная доильная установка УДИ-5.
Еще одно важное направление — производство запчастей и узлов к доильному оборудованию, при этом «Кургансельмаш» может предложить таковые в том числе и для импортных образцов, поскольку эти детали универсальны по всему миру, а спрос на них хороший и устойчивый.
Добавим здесь, что КСМ вдобавок к названной продукции, для того чтобы заказчикам-животноводам, как говорится, два раза не вставать, производит еще и стойловое оборудование для содержания крупного рогатого скота, а также транспортеры для навозоудаления.
Что же касается модной сейчас темы использования цифровых контроллеров во всем, в чем только можно, то, как отмечает гендиректор, такой опыт у них был около десяти лет назад, и завод производил доильные установки с электронным оснащением. Только вот оно было импортным, а сегодня на таком, как говорится, далеко не уедешь. Что же касается отечественных цифровых систем для молочной отрасли, то такую электронику никто не производит и конструкторскими разработками в области машинного доения в полной мере не занимается, поскольку в данной сфере отсутствуют как специализированные КБ, так и крупные заводы.
Поэтому, как считает Кирилл Гринюк, для того, чтобы производить в России отечественные аналоги полнокомплектных автоматизированных доильных установок типа «Елочка», «Параллель» или «Карусель» для крупных молочнотоварных ферм (а фирма, выпускающая их, отметим, находится в небольшой Швеции), в нашей стране необходимо создать целые отрасли. А это, к сожалению, не под силу одному предприятию.
Поэтому сегодня одно из главных направлений бизнес-стратегии «Кургансельмаша» — это именно производство комплектующих, в том числе и для зарубежных агрегатов.
Любовь Унжакова, контролер: «Для того чтобы брак не покидал территорию завода, контролеру в первую очередь необходимы внимательность и принципиальность».
«Когда ты имеешь устойчивую номенклатуру импортозамещающих узлов, ты можешь уверенно стоять на ногах», — подчеркивает генеральный директор.
Но в то же время на предприятии не прекращаются и собственные разработки: запатентованы и вакуумный насос, и специальный молочный кран. Несмотря на кажущуюся простоту, продукция КСМ весьма наукоемка. Вот, например, коллектор для сбора молока. В его конструкции много нюансов, он должен быть точно рассчитан по размеру, по весу — все тонкости должны быть учтены на научной основе.
Отвечая на вопрос о том, в русле ли «Кургансельмаш» такого современного тренда, как повсеместное внедрение станков с числовым программным управлением, Кирилл Гринюк рассказывает, что на заводе выбрали стратегию модернизация оборудования — обрабатывающих центров, линий, отдельных станков.
Если вспомнить, то станками с ЧПУ курганские предприятия оснащались практически повсеместно, особенно в 1980х годах. По своему функционалу эти агрегаты, по большому счету, ничем не уступали современным. Поэтому на «Кургансельмаше» обновляют электронную «начинку» станков, устанавливают цифровой интерфейс, совместимый с современными автоматизированными системами проектирования — и удовлетворены результатом. Плюс к тому оборудование и технологии, применяемые сегодня на предприятии, обеспечивают гибкость производства, чтобы не только выпускать массовую продукцию, но и выполнять ограниченные, в чем-то даже уникальные заказы, а это особенно необходимо для предприятия полного цикла, каким является КСМ.
На предприятиях стараются сохранить преемственность с советской школой подготовки как инженерно-технического состава, так и представителей рабочих профессий.
Что касается людей, которые непосредственно работают на производстве, то, по словам генерального директора, в вопросе выращивания кадров здесь стараются сохранить преемственность с советской школой подготовки как инженерно-технического состава, так и представителей рабочих профессий. Пусть это не всегда удается, если говорить о молодежи, но к этому на заводе стремятся. Отличие советской школы в том, что наряду с владением узкопрофильной специальностью заводчане (каждый на своем рабочем посту) видели производственную задачу комплексно и подходили к ее решению продуманно и прагматично. Сейчас же, по словам Кирилла Гринюка, коллектив завода значительно омолодился, конечно, работают еще пенсионеры, но много и тех, кому еще нет и тридцати. Это, кстати, один из результатов запуска производства на «Пульсаторе», что позволило создать более сотни новых рабочих мест. В целом же наш собеседник видит первые положительные результаты региональной программы, посвященной приведению в соответствие системы образования с потребностями рынка труда, вплоть до нужд отдельно взятых предприятий. Кстати, и сам Кирилл Петрович преподает в Курганском государственном университете, правда, не технические специальности, а экономику, но таким образом он может показать студентам, как она работает на примере конкретного завода.
Металл для арматуростроителей
Особой гордостью «Кургансельмаша» и самым перспективным направлением развития здесь называют литейное производство на ООО «Пульсатор», открытое в марте 2018 года. Оно работает не только и не столько для нужд самого КСМ, но и обеспечивает потребности предприятий курганского территориально-отраслевого кластера «Новые технологии арматуростроения». Конечными потребителями продукции, которая выпускается на литейном производстве, являются такие гиганты, как «Роснефть» и «Транснефть». Здесь в разговор вступает управляющий директор ООО «Пульсатор» Андрей Пестов. Он отмечает, что арматурная тематика является для предприятия основной. Значительное количество номенклатуры отливок изготавливается как для головной компании, так и для других заказчиков. В нашем регионе в первую очередь это предприятия, входящие в состав арматурного кластера. Основные из них — ЗАО «Курганспецарматура» и ООО «РТМТ».
Предприятия, о которых мы рассказываем сегодня, также являются участниками кластера: «Кургансельмаш» вступил в него 14 октября 2015 года, а «Пульсатор» — 25 апреля 2017-го.
Кластер вместе с предприятиями занимается продвижением курганской продукции на рынке — и это одна из главных его задач. Для этого, в частности, кластер помогает предприятиям с участием в масштабных специализированных выставках в других регионах и организует такие мероприятия в Кургане с приглашением ведущих нефтегазодобывающих и перерабатывающих компаний.
Надо сказать, что для модернизации производства предприятие активно пользуется мерами государственной поддержки, предоставляемыми на региональном уровне. Это субсидия на возмещение первого взноса по договору лизинга оборудования, которая набрала в Курганской области широкую популярность среди промышленных предприятий, да и не только.
«Нам повезло, что она есть в Курганской области. Такие меры бывают не во всех регионах», — замечает Кирилл Гринюк. «Пульсатор» за такой мерой обращался уже трижды. Было приобретено как инфраструктурное оборудование для обеспечения тепла и электроэнергии в цехах, так и технологическое.
Андрей Пестов, управляющий директор ООО «Пульсатор»: «Арматурная тематика является для предприятия основной».
Стоит добавить, что сама по себе модернизация литейного производства здесь стала возможной благодаря частногосударственному партнерству, когда между «Пульсатором» и Курганской областью был заключен специальный инвестиционный контракт. Предприятие получило 50 миллионов рублей из Фонда развития промышленности, что составило половину суммы первоначальных инвестиций. В целом же за 2016–2020 годы объем инвестиций превысил 260 миллионов рублей, а парк оборудования литейного производства обновился на 70 %.
Если говорить о технических моментах, которые также, на наш взгляд, могут вызвать интерес, то, например, материалы, из которых производится литье, — это на 25 % чугун, в остальном же, чего не было еще несколько лет назад, — углеродистая сталь. Отливки из нее в основном и идут для нужд арматурных предприятий. Готовые изделия в специальной лаборатории проходят несколько видов неразрушающего контроля. Отливка выдается заказчику с сертификатом, в котором указаны химический состав металла и его механические свойства. А перед тем как изделие покидает цех, на него наклеивают так называемый ярлык сопровождения, где указаны номер изделия, номер отливки и так далее, ведь готовое изделие, например, запорная арматура, будет работать в нефтехимической отрасли под давлением от десятков до сотен атмосфер. Необходимо подчеркнуть, что литейное производство предприятия в 2016 году сертифицировано на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015, прошло аккредитацию как поставщика литья для производителей трубопроводной арматуры, поставляемой ПАО «Транснефть» и ПАО «Роснефть».
Отметим также, что на «Пульсаторе» уже применяются нулевые циклы механической обработки, и это направление в дальнейшем будет развиваться: чтобы увеличить количество операций, готовится комплект специальной оснастки.
На литейном производстве
Но здесь, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому мы надеваем каски и проходим по цехам обоих предприятий. Кстати, на «Кургансельмаше» литейный цех был построен еще в 1987 году и изначально предназначался для кокильного литья чугунных деталей вакуумного насоса. Затем литейка модернизировалась, а с началом работы ООО «Пульсатор» здесь резко увеличился выпуск именно стальных отливок для арматуростроения, для чего было необходимо закупить широкую номенклатуру плавильных агрегатов, формовочного, термического, дробеметного и лабораторного оборудования.
В литейном цехе нас встречает его начальник Алена Филиппова и вначале показывает линию ПГС — песчано-глинистых смесей, из которых производятся модели для отливок из чугуна.
Напротив металлурги работают на малом плавильном участке литейного цеха, где находятся две небольшие индукционные печи производительностью 450 килограммов, в которых можно расплавлять различные марки чугуна и стали. Печи, кстати, современные, с полупроводниковыми преобразователями тока, что позволяет значительно экономить электроэнергию. На наших глазах рабочие сливают расплав из печи в ковш, и один из них по закрепленному сверху монорельсу перемещает емкость на участок разлива, где металл отливается в форму. В дальнейшем форма охлаждается, затем выбивается, и отливка поступает на следующий этап технологического передела. Это участок, где осуществляется дробеструйная очистка литых заготовок от песка и других формовочных смесей, которые остались на отливке после кристаллизации.
Двигаемся дальше. Вот, например, участок термической обработки, где в шахтных и камерных печах производится нагрев до определенной температуры чугунных или стальных отливок для нормализации структуры металла. Здесь можно выполнить закаливание или, наоборот, отпуск детали.
Теперь идем к основным индукционным печам: это солидные агрегаты, которые появились на предприятии в ходе недавней модернизации и, в отличие от печей старой конструкции, могут плавить как чугун, так и сталь — необходимо лишь повысить температуру. При этом они, как и малые печи, гораздо менее энергоемки, кроме того, им не требуется круглосуточный режим работы: если возникнет такая необходимость печь можно просто выключить.
Итак, мы шаг за шагом, практически по всей технологической цепочке, проследили, как рождаются и заготовки для запорной арматуры, и, буквально начиная с печи с расплавленным чугуном, вакуумный насос, его корпус и ротор. Это изделие, кстати, требует при изготовлении высочайшей точности, поскольку ротор с закрепленными в нем лопатками из текстолита установлен в корпусе с эксцентриситетом. За счет этого, собственно, и работает насос, как бы «загребающий» воздух.
Надо особо отметить, что на «Пульсаторе» смогут изготовить не только то, о чем мы сейчас говорили (детали для насоса и запорной арматуры), но и практически любую отливку. Все зависит только от фантазии заказчика.
По пути мы заходим на участок изготовления деревянных моделей. Здесь, с одной стороны, работают специальные современные станки с ЧПУ, вырезающие из дерева детали самой сложной формы. С другой же — роботам пока под силу далеко не все операции, поэтому на этом участке трудятся мастера золотые руки, столяры-краснодеревщики высочайшей категории.
Наконец, подходим к сборочному участку. Здесь мы видим одно из замечательных изделий «Кургансельмаша» — индивидуальную доильную установку УДИ-5, которая выглядит словно игрушка, но на самом деле может быть незаменимой, например, в личном подсобном хозяйстве, да и по цене она вполне доступна. Обращает внимание обилие пластиковых деталей в конструкции — и это неслучайно. Кирилл Гринюк показал еще один цех предприятия, где производится литье из пластмасс как для нужд завода, так и для сторонних заказчиков.
На участке сборки мы побеседовали с сотрудниками предприятия, которые являются его настоящими патриотами. Контролер на участке сборки и испытания Любовь Унжакова работает на «Кургансельмаше» с 1980 года. Она считает своим долгом поддерживать безукоризненное качество продукции предприятия, его репутацию в глазах потребителя. Наша собеседница приводит многочисленные примеры, когда изделия (те же самые насосы) служат в разы дольше срока, на который распространяется официальная гарантия. А для того чтобы брак не покидал территорию завода, контролеру в первую очередь необходимы внимательность и принципиальность.
Владимир Кузнецов, слесарь-сборщик: «Опыт, наработанный даже не годами, а десятилетиями, развивает то, что можно назвать «шестым чувством» слесаря-сборщика, которое позволяет угадывать безо всяких микрометров и других точных инструментов места, где находятся скрытые дефекты».
Здесь же трудится слесарь-сборщик механосборочных работ Владимир Кузнецов. Его стаж, как и у Любови Унжаковой, насчитывает сорок лет. Отвлекаясь на пару минут от сборки и испытания молочного насоса, Владимир Вениаминович говорит, что самое сложное — и поэтому самое интересное — в его работе заключается в том, чтобы вдохнуть жизнь в изделие. При всей кажущейся простоте агрегата в этой работе есть немало тонкостей, поэтому иной раз аппарат, собранный по всем требованиям технологии, отказывается действовать, и тогда приходится его разбирать и ломать голову над причинами неполадки. Впрочем, опыт, наработанный даже не годами, а десятилетиями, развивает то, что можно назвать «шестым чувством» слесаря-сборщика, которое позволяет угадывать безо всяких микрометров и других точных инструментов места, где находятся скрытые дефекты.
***
По словам гендиректора АО «Кургансельмаш» Кирилла Гринюка, главная цель — по-прежнему оставаться представленными в тех регионах, куда КСМ поставляет продукцию в настоящее время. Важно и дальше наращивать объемы продукции, поскольку, если она и дальше будет реализовываться по конкурентной цене, ее купят.
«Крестьянин — такой покупатель: он во все времена считал деньги и экономил», — замечает Кирилл Петрович.
Что касается ООО «Пульсатор», то сегодня у предприятия, которое формирует портфель заказов на будущий год, на повестке дня стоит задача серьезного увеличения объема выпускаемой продукции, а, следовательно, наращивания производственных мощностей. Подготовлена соответствующая программа, призванная достичь такого результата за счет точечных вложений и создания сбалансированной технологической цепочки.